Киокушин Каратэ

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

История Киокушинкай

«Сильнейшее каратэ на планете» — именно так окрестили школу Киокушинкай журналисты после Первого Абсолютного чемпионата мира, который прошел в 1975 г. по весьма жестким правилам, разрешающим нанесение ударов руками и ногами в полную силу (за исключением ударов руками по голове и ударов в особо уязвимые зоны тела). Жесткие поединки, предъявлявшие высочайшие требования к физической, функциональной и волевой подготовке спортсменов, буквально поразили мир. А документальный фильм, в деталях рассказавший об этом эпохальном событии в истории каратэ и подготовке к нему сильнейших бойцов из нескольких десятков стран мира, стал настоящим хитом, соперничавшим по популярности с лучшими художественными кинолентами того времени. Шокирующие нокауты, фантастические разбивания, поединок американского каратиста Уилли Уильямса с медведем, а главное — несгибаемый боевой дух участников чемпионата никого не оставили равнодушным. Результат — колоссальная популярность Киокушина во всем мире. Сегодня этим стилем каратэ-до занимаются около 12 миллионов человек в 140 странах. Ни одна другая школа каратэ не имеет такой популярности.


Исключительный интерес к школе Киокушинкай во многом связан с личностью ее основателя — легендарного мастера Оямы Масутацу (1923—1994). Его путь в боевых искусствах начался еще в детстве с изучения одного из китайских стилей «кулачного искусства». В юношеские годы Ояма познакомился с дзюдо. Позднее учился у ведущих мастеров крупнейших школ каратэ – Сётокан и Годзю-рю, овладевал школой Айки дзюдзюцу Дайто-рю, которая явилась фундаментом современного айкидо. Огромный талант, воля, упорство и фанатическая преданность избранному пути позволили Ояме за считанные годы выдвинуться в число сильнейших молодых бойцов Японии. После окончания Второй мировой войны Ояма, пережидая смутное время, поселился в буддийском храме на горе Минобэ, где усиленно тренировался, отдавая занятиям почти все свое время. Этот период биографии мастера окружен неимоверным количеством легенд. Утверждают, что в 1947 г. он стал победителем первого послевоенного чемпионата Японии по каратэ, проходившего в Киото. В 1948 г. ушел в горы и полтора года провел в затворничестве на вершине горы Киёсуми, не общаясь с людьми, питаясь «подножным кормом», сражаясь с дикими зверями. Упорные тренировки этого периода позволили молодому мастеру достичь впечатляющих результатов в овладении каратэ. В 1949 г. с целью популяризации каратэ Ояма стал организовывать демонстрационные схватки с быками. Он провел 52 боя с этими могучими животными, причем трех из них убил голыми руками. Некоторые из этих необычных «коррид» широко освещались в средствах массовой информации, Японская кинокомпания приняла решение снять об одном из поединков с быком документальный фильм, который демонстрировался в кинотеатрах и по телевидению. Благодаря этому, имя Оямы стало известно всей Японии, а вскоре и всему миру. В 1952–53 гг. Ояма в составе группы профессиональных борцов совершил турне по США. Во время него выступал главным образом в шоу-поединках, но провел и несколько боев без ограничения правил с американскими боксерами и борцами и во всех одержал убедительные победы. Его успехи и впечатляющая демонстрация каратэ произвели настоящий фурор и дали мощнейший толчок победному шествию каратэ по континентам. По возвращении на родину в 1954 г. Ояма открыл свой первый зал — легендарный «зал Оямы», «Ояма додзё». Он быстро превратился в Мекку бойцов со всей страны, которые стремились овладеть искусством реального боя и были недовольны ограничениями, имевшимися в других школах (в частности, запретом на реальный контакт при проведении свободных боев). Ученики Оямы этого периода составили когорту славы Киокушин, став блестящими мастерами каратэ. Имена Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси, Асихары Хидэюки, Соэно Ёсидзи, Фудзихиры Акио, Роямы Хацуо и других учеников и соратников основателя Кёкусин того времени давно стали легендами. Именно в их тренировках и поединках рождался новый стиль, который в 1964 г. получил


официальное название «Киокушин кайкан». В том же году была учреждена Международная организация каратэ-до Киокушин кайкан (IKO) с центром в Токио.


Развитие Международной Организации Киокушинкай


Благодаря незаурядной личности Оямы, усилиям его ближайших сподвижников, внесших колоссальный вклад в поддержание имиджа каратэ как сильнейшего боевого искусства в мире и масштабной рекламе, школа Киокушин получила широчайшее распространение. Со временем Международная организация каратэ превратилась в сложнейший организм, управлять которым становилось все сложнее. Тем более что в школе собралось множество амбициозных и способных лидеров, имевших зачастую разные взгляды на структуру IKO, принципы ее деятельности, пути развития каратэ. Первоначально возникавшие проблемы разрешались путем выхода из организации отдельных инструкторов, которые создавали собственные школы, и вплоть до 1991 г. единственной организацией в мире, культивировавшей Кёкусинкай каратэ, являлась созданная Оямой в 1964 г. Международная организация каратэ – IKO (японское название: Кокусай каратэ-до рэммэй Киокушин кайкан). В 1991 г. Ояма Масутацу ввел в действие новый Устав IKO, который, в частности, предусматривал создание во всех странах мира японских представительств, напрямую подчиненных токийской генеральной штаб-квартире; национальные же федерации фактически не признавались. После кончины Оямы Масутацу в 1994 году, некогда мощная и единая Организация была поделена лучшими учениками на ряд самостоятельных и независимых. Самые крупные из них проводят как и при Ояме свои Чемпионаты Мира и Европы. Каждая из этих групп утверждает, что именно их карате является единственно правильным и легитимным. .



Этикет

Воинский путь начинается с этикета и заканчивается этикетом.

Сосай Масутацу Ояма


Этикет представляет собой установленный порядок поведения, который пришел в каратэ из конфуцианства, вместе с практикой четко разработанной церемонии и догмами морали. Соблюдение этикета каратэ с того момента, когда ученик впервые вошел в додзе воспитывает крайне важные качества, такие как вежливость и уважение, что крайне важно в изучении каратэ и в воспитании гармоничной личности, развитой не только физически, но что не менее важно духовно. По древним традициям окинавского общества все начинается с поклона и заканчивается поклоном. В каратэ происходит то же самое. Каратэ начинается с поклона и заканчивается поклоном. Правильный этикет с поклонами и знаками уважения крайне важен. В обществе то же проявление откровенности и уважения является важной частью повседневной жизни. «Рей», означает “поклон”, но может означать и уважение, должен идти от сердца и добровольно. Вы должны иметь подлинное уважение к людям и к личности каждого человека.


Вместе с этим ваше отношение, через ваши действия и физическое поведение, должно быть корректным и искренним. Если ваше физическое отношение и искренность подлинны, то Ваше «Рей» (уважение) естественно будет искренним – от сердца. Очень важно, чтобы физические и духовные аспекты «Рей» сочетались. В ходе собственной подготовки, если вы всегда помните об уважении во время поддержания чистого и корректного отношения и стремитесь совершенствовать себя, то в результате сформируется уважение и покорность, и в вашем каратэ или жизни не останется места для надменности, что полностью противоречит истинному духу каратэ. Поэтому при входе в Додзе вы кланяетесь старшему и остальным ученикам. Для тех, кто изучает боевые искусства, если тренировка начинается с уважения, то отношения и поведение также будут правильными. Если наши отношения строятся корректно, и мы тренируемся с покорностью, то и истинная техника приходит легко, а уважение и искренность будут естественно выражаться в вашем поклоне и вашем «Рэй».


Этикет Додзе


1. Ученики должны поклониться и сказать: “Осу” при входе в зал, повернувшись к передней части зала (зона “синдзэн”), а также могут приветствовать дополнительным поклоном учеников, находящихся в зале.


2. Ученики обязаны вовремя приходить на тренировки. Опоздавший должен поклониться, сказать “Осу”, затем сесть на колени (Сэйдза), закрыть глаза, опустить голову (Мокусо) и ждать разрешения присоединиться к остальным. Получив разрешение приступить к тренировке, нужно поклониться, сказать “Осу” или “Сицурэй Симас” (“извините за беспокойство”). Затем встать и занять положение позади группы и помнить о том, что нельзя проходить перед другими учениками, и тем более тех, кто выше по уровню.


3. Ученики должны следить за своей формой: доги, щитками, перчатками и т.д. Всё это нужно содержать в чистоте и порядке и призывать к порядку других. Разрешается приходить на тренировки только в чистом белом доги. Официальная эмблема Киокушина должна находиться слева на уровне груди. Не разрешается заниматься в порванной форме. Неопрятный внешний вид говорит о пренебрежительном отношении к окружающим и Додзё.


4. Не поправляйте форму и не снимайте ничего во время тренировок без соответствующего на то разрешения. Поправлять доги нужно быстро, повернувшись к тыльной стороне зала.


5. Нужно уважать всех старших по возрасту и рангу. Когда кто-то из обладателей чёрного пояса или старших учеников входит в зал, нужно встать и произнести “Осу”.


6. До того, как обратиться или поприветствовать старшего по рангу ученика или инструктора, необходимо сказать “Осу” и поклониться в их сторону. То же самое необходимо сделать при прощании. Эти правила должны соблюдаться и вне Додзё. Если неясно, какой пояс у другого ученика, нужно приветствовать его, как старшего.


7. При встрече для рукопожатия нужно подать не одну, а две руки и говорить “Осу”. Этим вы высказываете большее доверие человеку. Вне Додзё приветствуйте друг друга так же, особенно старших по рангу.


8. Ученики должны немедленно выполнять все команды и просьбы инструктора или старшего по рангу, при этом нужно громко ответить “Осу”. Вялый или безразличный ответ считается неучтивым.


9. Во время тренировок каждый должен сконцентрировать все внимание на технике исполнения упражнений, а не смотреть по сторонам и не думать о посторонних вещах. Ученики должны уважать и ценить своих тренеров и друг друга. Не начинайте тренироваться каратэ Киокушин, не имея серьезного отношения к нему.


10. Во время тренировок учащимся иногда разрешается сесть и расслабиться, что означает отдохнуть от позиции “Сэйдза” и сесть в позицию “Андза” (свободно). Но при этом запрещается разговаривать, ёрзать на месте и мешать продолжению занятий.


11. Нельзя покидать тренировку, пока не получено на это соответствующее разрешение. Если вам срочно нужно выйти из зала, вежливо объясните причину своего ухода тренеру-инструктору.


12. Чтобы избежать возможных травм во время занятий, ученикам не следует надевать украшения, часы или иметь при себе острых и режущих предметов. Допускается носить очки, однако во время кумитэ их следует снимать или пользоваться контактными линзами. Кроме того, во время кумитэ необходимо надевать щитки, перчатки, защиту на грудь и пах.


13. Спортивный зал является почитаемым местом, поэтому ученики не должны носить головные уборы и сквернословить в стенах школы. Запрещается также курить, жевать жвачку, есть, и употреблять любые напитки. Нельзя заходить в зал в обуви.


14. После тренировки все ученики должны принять участие в уборке додзе. Они должны содержать зал в чистоте и приходить сюда, как в особое, почитаемое место.


15. Каждый должен поддерживать атмосферу братства в Додзё, нельзя омрачать её недостойным эгоистическим или обидным поведением. В бою необходимо воздерживаться от негативных эмоций, так как такие чувства приводят к повышенному травматизму.


16. Не допускаются сплетни и оскорбительные замечания в адрес учеников, а также в адрес иных видов восточных единоборств.


17. Ученики, желающие принять участие в турнирах Киокушинкай или других мероприятиях, должны до подачи заявки проконсультироваться с Сэнсэем.


18. Тот, кто хочет посетить другие школы Киокушина должен сначала получить разрешение Сэнсэя. Там они должны проявлять высшее уважение, этикет и смирение по отношению к инструкторам и ученикам.


19. Ученикам запрещено применять технику каратэ для причинения целенаправленного вреда другому человеку, за исключением тех случаем, когда вашей жизни или жизни ваших близких угрожает реальная опасность.


20. Учащиеся должны вести себя вежливо и уравновешенно, быть сдержанными, благоразумными и этичными во всех ситуациях, никогда не забывать суть Киокушина: “Держи голову низко (будь скромен), глаза высоко (будь честолюбив), будь сдержан в словах (следи за тем, что говоришь), будь учтив (относись к людям с уважением), будь добр к окружающим, начни со своих родителей, люби и уважай их”.